Ожидание Мессии |
Сорок веков минуло тому, как Он дал обетование прийти во славе Своей, сорок веков, как пророк Его написал о "Семени", которое поразит змея в голову ( Быт. 3: 15). Нет, он возжелал хоть на мгновение посетить детей Своих: тех, кто ждал Его, чтобы освободить их от рабства князя мира сего. Он появляется тихо, незаметно, и вот все - странно это - не узнают Его. Он молча проходит среди них с тихой улыбкой бесконечного сострадания. Солнце Любви горит в Его сердце, лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей Его и, изливаясь на людей, сотрясают их сердца. Он простирает к ним руки, благословляет их, и от прикосновения к Нему, даже лишь к одеждам Его, исходит исцеляющая сила. Люди видели на Его лице сострадание и одновременно - сознание Своей силы. Его взгляд, все выражение Его лица говорили о смирении и бесконечной любви. Казалось, Его окружала атмосфера одухотворенности. И несмотря на Его кроткий и смиренный нрав, людей поражала Его внутренняя сила, которую невозможно было скрыть. Был ли Он Тот, Кого так долго ждал Израиль? В то время маленькая Иудея находилась под оккупацией римлян. Это был очень трудный период: по всей стране были расквартированы римские солдаты, особо не церемонившиеся с местным населением. Люди задыхались под бременем налогов, которые вынуждены были выплачивать римским властям; народ жил в нищете и страхе перед оккупантами. Это произошло на празднике кущей - один из трех главных праздников евреев. Первое упоминание об этом празднике мы находим в книге Исход 23:16: Согласно этому отрывку праздник кущей начинается 15-го дня седьмого месяца и длится семь дней, но, собственно, праздником считается только первый день, в который запрещается работать; затем следует шесть дней, в которые, как и в первый, надо приносить особые жертвы и, наконец, восьмой день, жертвоприношение и воздержание от работы. Кроме того, предписывается взять в первый день плод от "прекрасного дерева", по-другому, райское яблоко, пальмовые листья, ветвь широколиственного дерева (мирта) и речные вербы, и веселиться пред Господом семь дней. Событие, на котором мы остановим свое внимание произошло в последний великий день праздника кущей. Евангелие от Иоанна 8:12-20: "Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете ,откуда Я, и куда иду; Вы судите по плоти, Я не сужу никого; А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня; А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно; Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его" Одним из ритуалов праздника кущей была иллюминация. В женском дворе храма воздвигалось четыре золотых светильника, в которые наливалось огромное количество масла. Светильники возвышались на протяжении всего пути к храму. Не было ни одного двора в Иерусалиме, который бы не освещался этим светом. Можете себе представить, насколько сильным было освещение! Люди не нуждались в собственном освещении своего двора, весь свет исходил из храма. Представьте себе, великий праздник, ликование народа, и Некто, пришедший из Галилеи, заявляет о Себе, что Он Свет миру. Заявляет, что Он более, чем свет ночного неосвещенного праздника, который освещал весь Иерусалим, - Он был Светом миру. Заявляет, что, в принципе, не было и необходимости тратить такое огромное количество масла для освещения, - Он Свет миру.
Свет всегда являлся символом присутствия Господа, когда Он открывался Своему народу. В начале по слову Творца Свет воссиял из тьмы. Свет, сокрытый в столпе облачном днем и в столпе огненном ночью, направлял многочисленные воинства Израиля. Свет сиял с устрашающим величием вокруг Господа на горе Синай. Свет покоился над престолом благодати во святилище, Свет наполнил во время посвящения храм, построенный Соломоном, Свет воссиял над холмами Вифлеема, когда ангелы возвестили об искуплении бодрствующим пастухам.
Но уже в 13 ст. мы видим, что фарисеи воспринимают слова Иисуса как самонадеянное заявление: 12 ст.: "Я Свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". На языке Иоанна, написавшего это Евангелие, глагол "следовать" означает "верить". Получается, что Иисус призывает их поверить в Него. Говоря: "тот ... будет иметь свет жизни" Он подразумевал: тот получит спасение, потому что поверить в Иисуса - это значит изменить привычный образ жизни и жить уже не во тьме, но во свете. И вот слышащие - странно это - сомневаются в Нем. 13 ст.: "Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно". Для фарисеев Иисус родился и жил как обычный иудей. Мало того, что этот Галилеянин заявляет о Себе как о Мессии, так Он еще, будучи таким же, как они, утверждает о Своем равенстве с Богом. Фарисеи отвергают свидетельство Иисуса на том основании, что Он Сам свидетельствует о Себе; такого рода свидетельства действительно не всегда приемлемы. Традиция, установленная раввинами, отвергала их как абсолютно неприемлемые. Необходимо было доказательство того, о чем ты говоришь или, по крайней мере, еще один свидетель. Но почему Иисус свидетельствует Сам о Себе и утверждает, что Его свидетельство истинно? 14 ст.: "Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я, и куда иду..." Свидетельство о самом себе является единственной возможностью отстоять истину: в тех случаях, когда только сам человек знает подлинные факты о себе; и, конечно, никто не может свидетельствовать ( в смысле, который подразумевается здесь) о Боге - кроме Него Самого. Потому и было свидетельство Иисуса истинно, что будучи Богом, лишь Он имел исчерпывающее знание о Себе и Своих целях. 15 ст. "Вы судите по плоти, Я не сужу никого..." Фарисеи судили по плоти. В Иисусе они видели лишь человека, не постигая Его Божественности, а потому и суждения их были ошибочны. Он же не судил никого. Да и приходил Он на землю с целью не судить людей, а спасти их. 16 ст. : "А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня..." В данном стихе Иисус, на первый взгляд, противоречит Себе. Но лишь в силу Своего единства с Богом Отцом Ему вверено было право суда - право на исполнение воли Божьей. 17 ст. : "А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно..." По закону свидетельство должно было быть подтверждено еще кем-нибудь. 18 ст.: "Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня" Уже в 9-ой главе этого Евангелия мы встречаемся с одним из таких свидетельств о Себе: Иисус исцеляет слепорожденного. Слова Иисуса о том, что Он Свет миру, воплощаются в жизнь. Отец, пославший Сына, дал Ему - во свидетельство о Себе - совершать чудеса и знамения. 19 ст.: "Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего". Иудеи были озадачены необычным учением Иисуса о Его Отце, Его претензией на такую близость с Богом. Где Твой Отец? - спросили фарисеи, желая уточнить, в самом ли деле говорил Он о Боге, или, может быть, все-таки о своем земном отце. В ответ Иисус дает понять им, что говорит о Небесном Отце, Который познаваем лишь в Нем, Сыне. Этот диалог происходил у сокровищницы, когда Иисус учил в храме. От начала и до конца этого конфликта евангелист последовательно развивает тему веры. На грани света и тьмы происходит столкновение веры и неверия. Свидетельство Иисуса о Самом Себе разделяет людей на два класса: для одних Он - Иисус, для других - Христос. Для первых Он был человеком, для последних - Богом. Как и те, так и другие, восприняли Его мессианские притязания с велико надеждой. Но был ли это Тот Мессия, Которого они так ждали? В большинстве своем иудеи принимают Иисуса не как Сына Божьего, а как одного из сынов Божьих. Многие из тех, кто называл Иисуса Христом, не признавали Его Божественности, не понимали, что Иисус Христос - это Сын Божий. Ожидая пришествия Мессии, иудеи неверно представляли себе цель Его прихода. Они жаждали не освобождения от греха, а избавления от власти римлян. Они ожидали, что Мессия придет как вождь, способный сокрушить власть поработителей и возвысить Израиль над всеми народами. Но Иисус так и не сбросил римское иго со своего народа , не дал ему свободы. Когда Царство Божие, которое провозгласил Иисус, так и не стало реальностью, Его мессианские притязания были отвергнуты. Иудеи ожидали человека, способного избавить их от гнета римлян, но сами оказались неспособными воспринять нечто большее: Бог идет дальше их представлений - Он снисходит к ним Сам, чтобы, прежде всего, освободить их от греха. Римское иго было лишь плодом их отступничества от Бога. Если бы иудеи верно исполняли их обязанности перед Богом, то никогда не оказались бы порабощенным народом, никогда не попали бы под власть чужеземцев. Ни одно римское знамя не развевалось бы над Иерусалимом, ни один римский солдат не стоял бы в его вратах и ни один римский властитель не правил бы в стенах Иерусалима. Бог хотел подарить им иную реальность: реальность присутствия Божия в их жизни. Царствие Божие внутрь вас есть , - говорит Иисус. Он пришел в их темную жизнь как Свет. Но они предпочли остаться во тьме, плотно закрыв храм своего сердца, чтобы, не дай Бог, что-то инородное проникло внутрь. "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его..." (Ин. 1:5). Но объяла тех, кто отверг этот свет. Как часто в своей жизни мы похожи на иудеев, неспособных воспринимать Бога Таким, Каков Он есть на самом деле. Мы заключаем Бога в свои собственные рамки и создаем Ему, Богу, человеческие условия. Мы ждем от Бога исполнение своей воли, что принимает некую форму язычества, где все устроено в угоду человека: у каждого свой божок, исполняющий малейшее желание человека. Очень удобная религия. Не кладем ли мы нашего бога в карман, чтобы в подходящий момент достать его и попросить о чем бы то ни было? Мы настолько привязались к этому миру, что утратили истинное видение ценностей. Мы претендуем на царство мира сего, забывая, что нам уготовано царство небесное, вечное, непреходящее. Порой мы даже не осознаем всей пагубности нашего положения. И когда в нашу жизнь приходит Свет, и прозревая мы понимаем свое истинное состояние, перед нами ставится выбор: продолжать жить во тьме или же начать новую жизнь, жизнь полную красок, новых впечатлений, жизнь цели и счастья, жизнь вечную, которая никогда не закончится, жизнь с Богом. Об этой жизни и пришел возвестить Мессия. Двадцать веков минуло тому, как Он дал обетование прийти во царствии своем, двадцать веков, как пророк Его написал: "Се, гряду скоро". "О дне же том и часе не знает даже и Сын, только Отец Мой Небесный",- как изрек Он и Сам еще на земле. Но человечество ждет Его с прежнею верою и с прежним умилением. О, с большею даже верой, ибо двадцать веков уже минуло с тех пор, как прекратились залоги с небес человеку. И только одна лишь вера в сказанное сердцем! (Кобрусева Анна) |
|HOME| Новости |Библейские исследования| |Проповеди| |Здоровье| |Семья| |Деятельность| |Мы верим...| |