Приветствую Вас, дорогие мои, братья и сёстры, друзья мои в Господе. Хочется мне по милости Господней сегодня с вами сосредоточить наше внимание на теме об искушениях Иисуса Христа в пустыне. И прочитаем для начала Евангелие от Матфея 4-я глава с 1-го текста и далее:> "Тогда Иисус возведен был Богом в пустыню для искушения от дьявола...(читает с1-11текст).
Сегодня я хочу рассмотреть первое искушение. Если Господу Богу угодно, и он даст нам жизнь, то мы по очереди в3-х проповедях со временем постараемся раскрыть каждое из 3-хискушений о которых здесь записано. Это был день, когда Христос находился в пустыне Иудейской. Всякий, кто был в Палестине, может себе хорошо представить, выжженную солнцем, скалистую дикую пустыню. Наш русский художник Кромской нарисовал известную картину, она есть в Москве в Русском музее, и называется так: "Христос в пустыне." Он изобразил Иисуса Христа, сидящим на камне, исхудавшим, усталым, печально-торжественным, устремившим свой взор в даль, как будто видящим всю историю мира от самого начала до самого конца. Христос сидит и сложил руки, Он, кажется, покоится, но это самая великая борьба, которая происходит между Ним и Люцифером с тех пор, как согрешил наш мир. Борьба тайная, борьба незримая (с первого взгляда), и в том её вечный трагизм. Иисус Христос смотрел в прошлое, Он видел день, когда земля, покрытая чудной растительностью, сверкающая незамутнёнными водами райских рек, наполненная пением птиц, ароматом цветов настолько была прекрасна, что даже Творец и Ангелы свидетельствовали о её красоте. Там - под сенью Дерева Познания добра и зла произошла первая трагедия, когда наша Прорадительница, наша мать рода человеческого - Ева, будучи ещё такой юной и прекрасной, грациозной и совершенной в красоте подошла к дереву, которое на этот раз светилось необычным таинственным светом, потому, что оно было обвито сверкающим телом змия. Казалось, что каждый плод светился изнутри необычным привлекательным нектаром. Казалось, что каждый плод благоухает бесподобными запахами. И всё, что она услышала было так необычно, так интересно, так тревожно и так захватывающе одновременно. Она видела мир по-своему - своими глазами - глазами Евы, и она не видела никакого недостатка в мире. Когда она смотрела на своего друга Адама, она восхищалась его красотой. Когда она его слушала она удивлялась его тонкому, глубочайшему уму. Когда она созерцала красоту мира, в ней рождалась радость и благодарность Господу. Воистину она любила взирать на красоту Едема. А вот здесь необычно, странно, волнующе так. В этот день дьявол проявил высоту своего обольстительного искусства. Оно было простое и вместе с тем очень утончённое. Это было первое шоу, которое он показал любопытной женщине, и которое он будет показывать из века в век Адаму и Еве, используя свои редчайшие таланты обольщения. И Священное Писание говорит об этом такими простыми, сильными словами: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно и, что оно дёт знания; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел." Вот в этом заключается, пожалуй, первое искушение, которое пережил человек. С тех пор род человеческий продолжает смотреть глазами Евы и глазами Адама на всё то, что продолжает показывать им искусный в коварстве обольститель. Но Христос, находясь в пустыне, смотрел глазами Сына Божия на всё, что происходило тогда и происходит во всей истории мира. Он принял на себя человеческую природу, у Него были наши глаза, такие, как у нас, у Него было такое тело, как у нас, ослабленное грехом, но Он видел на много больше, чем видела Ева, и видим мы, Вот, почему взор Его был столь печальным, торжественным и проникновенным. Господь понимает природу человека, и сотворил Он человека с высочайшим статусом - чуть-чуть, немного уменьшил его статус перед ангелами - "немногим" - говорит Священное Писание. И наделил его чудесной способностью созерцать мир. Он так устроил наши глаза, и дал такие чудные возможности созерцания, что Писание не находит лучших слов, как только сказать: "Не насытится око зрением". Большинство информации, которая проникает в наш человеческий мир идёт через зрение. Если бы не было зрения, - какими б мы были? Кто знает?ј Зрение дано Господом, действительно, чтобы человек наслаждался.
Оно ненасытимо само по себе. Но это наслаждение через зрение - Оно по замыслу Божьему должно было возвеличивать человека и постоянно давать ему величайшее удовольствие, укреплять его достоинства, укреплять его веру в Бога, потому, что на все, на что по настоящему смотрит человек, - оно говорит ему и говорило, особенно Еве о красоте и о чувствах Божиих. Ева могла читать Божью ласку и любовь в каждом цветке. И каждый цветок был бесподобен и непохож на все другие. Новые чувства Бог открывал через каждый лепесток, через всё, что она созерцала. Это был воистину мир бесподобного счастья для видящего, созерцающего человека. И вот эту то тонкую и удивительную способность, которую Бог дал, дьявол решил сделать самым сильным орудием по искушению человека, по извращению человека, по уничтожению его, по унижению его. Если только Ева будет смотреть своими глазами и прислушиваться к тому, что Он говорит, то Он обещает ей показать бесконечные красоты, она будет видеть несравненно больше. Эту способность сатана предлагает и эксплуатирует человеческую способность видеть на протяжении всех веков истории. В то время, когда Иисус Христос жил, Рим, римский народ желал хлеба и зрелищ. И каждый новый император старался дать как можно больше хлеба и зрелищ. Один из императоров той эпохи, когда воцарился в Риме, он устроил такое шоу для всех жителей Рима, которое никто никогда не устраивал до этого и после этого.
Прямо на волнах Тигра показалось 2 флота, наполненные воинами, но эти воины были узники, это были каторжники, приговорённые к разным годам заключения и смертной казни были многие приговорены. И Им было предложено: или позорная смерть, казнь, или вы сами покажете, как вы умеете умирать, и посмотрит весь Рим на это морское сражение - настоящее, без артистов - с живыми убийствами с живым драматизмом. Весь Рим высыпал на берега, чтобы смотреть это. И произошло морское сражение. Люди убивали друг друга вёслами, щитами, люди убивали друг друга, стаскивая друг друга с корабля, душили друг друга прямо в воде, пока весь Тигр не покрылся плывущими телами убитых, несчастных людей. Вот это шоу, вот это зрелище! Об этом говорили, и будут говорить. И хлеба, хлеба тоже нужно. Сатана использовал и это. Мы читаем, что "она увидела, что оно приятно для пищи". Видно так понравился ей этот плод, и он внушил ей, что он приятный, вкусный, необычно вкусный, он наслаждался сам, срывая эти плоды с дерева и показывал, что ничего лучшего он никогда не ел, и она тоже, возжигая в ней вот это неумеренное желание. И с тех пор эта чудная способность, которая дана человеку каждый день вкушать; когда мы едим мы говорим: приятного аппетита, всегда люди в хорошем настроении, когда садятся за стол, это чудная способность, данная человеку - есть, нам всем нравится это. И вот в эту эпоху, в этот момент, и с этого момента он использует и эту особенность человеческой природы для того, чтобы унизить человека, для того; чтобы перевести его в статус жвачной твари; для того чтобы человек был ниже сытости. Чтобы сытость доминировала над ним, чтобы чрево и чревоугодие постоянно держало его в своих жестоких цепях. Через всё Писание идёт история нарушения этой заповеди Господней. Вы идите и Исава; который готов продать своё первородство; вы видите и евреев в пустыне; которые кричат: дайте нам луку; дайте нам чеснока; которые мы ели; и мы лучше будем сидеть за этими египетскими котлами с мясом; чтобы только жить; но ни в коем случае не хотим лишиться этого: это так прекрасно; там такой чудный запах; там всё; что нам нужно. Этот вот голос и власть неумеренного аппетита над человеком она идёт через всю историю мира и тогда; когда Христос сидел в пустыне голодный; Он видел; что творилось в мире в ту эпоху - люди ели и как умели, есть потому; что в ту эпоху во дворцах Рима устраивались пиры; где было до 500 блюд. И когда человек поедал всё; что он видел; а этого невозможно было отведать даже всего; то он выходил за угол здания и изрыгал это всё; и потом снова приходил и наполнял своё чрево. Это не фантазия; это пишут римские историки. Есть и пить; хлеба и зрелищ - это то, что овладело человеком. Спаситель мира; находясь в пустыне и Он видел; что всё то; что Он предназначил для того чтобы он имел хорошее настроение; здоровье; силу; был разумным; видящим; наслаждающимся человеком дьявол использовал для того; чтобы в высшей степени унизить человека; превратить его в похотливое жвачное существо; даже не животное; а более низкое; более жалкое и более уродливое; чем обычное животное через это извращение человеческих способностей. Дорогие друзья; И.Х. смотрел на человека так как видел его Бог; Он знал; что счастье человека зависит от того; насколько он будет доверять Богу; Его Слову дивному; поэтому Он и сказал; что не хлебом одним; но всяким словом; исходящим из уст Божьих. Это великая тайна; что мы живы всяким Словом Божьим. Это тайна. Когда мы читаем Св. Писание Слово Божье непостижимо и непонятно даже; как оно воздействует на разные стороны нашей психики; нашего эмоционального внутреннего мира; на наши суждения интеллектуальные; на нашу волю Дух Святой через Слово. Через Слово возвышает и очищает нас. Великое Божье Слово Доминирует в человеке всём; делает его счастливым существом; а искушение; которому подвергся весь род человеческий направлено на унижение человека; на озверение человека; на извращение его. И.Х. видел наш мир; Он видел не только прошлое и настоящее; но Своим взором Он видел наш век. Он видел наше поколение. Это то поколение; которому суждено довершить историю мира. И; Вы знаете; в 13 главе Откровения есть такое замечание; и я думаю; что если провести прямую линию от первого искушения в Раю и через испытания И.Х. первым искушением о хлебе в пустыне к 13 главе Откровения; где описывается завершающая эпоха человеческой истории; то мы можем прочитать следующее: (что сделает враг) в17 -й и 18-й текст: "Он сделает то; что никому нельзя будет ни купить, ни продать; кроме того; кто имеет это начертание или имя зверя или число имени его." Мы живём в мире необычной торговли. Человек; продающий и покупающий сегодня; человек; знает; что такое хорошие и плохие товары. Никогда в мире ещё не было так развито потребительская способность человека; никогда человек не требовал так много экономических; материальных благ; как это требует он сегодня. Его запросы развиваются из века в век. Сегодня они достигли кульминации. Вы знаете; я читал такую мысль; что если бы древний римлянин; даже богатый вошёл в наш дом; нашу современную квартиру; то она показалась бы ему крайне захламленной; заставленной мебелью; всякими побрякушками и т. д.; потому; что римская комната; даже у Патриция - она была просторной; там были только необходимые вещи. Поэтому человеческие запросы экономические; материальные настолько развились; а возможности становятся всё более меньшие; то этот диаметрально противоположный процесс - с одной стороны рост необходимых материальных вещей; а с другой стороны сужение базы; которая производит их; в связи с экологическим кризисом; оно ставит человечество перед дилеммой создать такую форму нормирования всего; что нужно человеку; которая полностью поработит его. Это здесь отмечено; что нельзя будет ни купить, ни продать. А современный человек; он будет себя чувствовать крайне несчастным; если у него нет чего-то; что есть у другого. Вот через неумеренность материальных потребностей человека; развив в человеке эту жажду - иметь очень многое дьявол держит человека в своих когтях. И поэтому сегодня; если вы поедете в большие города культ пищи; культ вещей настолько цинично представлен; что не требуется никакой маскировки. Будучи в Вашингтоне у хороших друзей; мне предложили посмотреть какие есть национальные кухни в этом городе. Оказывается; там есть рестораны китайские; корейские; русские; всякие. Но; когда вы войдёте в этот ресторан; а меня повезли в китайский ресторан; и я видел этот культ еды; когда сотни разных блюд; когда запахи; ароматы; это всё украшенное и это всё ставится на стол; понимаете? И сегодня в каждом городе этот культ еды; эти Макдональдсы. Человек хочет есть и очень смачно.
Это необычное обольщение. И когда вы сегодня посмотрите с другой стороны - культ зрелищ дошёл до высшей степени совершенства в плане обольщения (не будем говорить о кинотеатрах; о стадионах). Но я хочу сказать; что человек по данным статистики; особенно современный японец проводит до 6 часов созерцая всё; что ему показывают. И он видит, - где кого убивали на планете. Когда это ещё можно было видеть? Где кого расстреливают; где какой корабль тонет. Кто это когда; в какую эпоху; сидя на диване смотреть; как танки стреляют в натуре на полях Чечни? И этому нет предела. Не насытится око грешное видением этим. Было ли такое; чтобы сказали: "ну; я посмотрел; и этого мне на целый год хватит!"- никогда! Чем больше; тем большая жажда созерцать всякие остросюжетные картины. Не насытится око.
Хотя мы совершенно не знаем; какие последствия будут в экологическом плане - потомучто человечество никогда не шло. Это новый опыт; это опыт буквально 2-х;3-х поколений. Мы не знали чем это кончится; мы не ожидали; что будет спид; а он появился. Где гарантия; что через некоторое время будут развиваться особые сложные психологические заболевания всвязи с перегрузками от зрелищ. Потому; что показал Ему все царства мира и славу их. И Ева; когда смотрела; у неё возникло желание смотреть всегда. Дорогие друзья; чьими глазами мы смотрим на сегодняшний мир? Глазами Евы и Адама или нашего Спасителя Христа? Христос ни чем не обидел человека; Он ни чем не ущемил его. Он знал; что всё; что Он даёт; оно содействует укреплению здоровья человека. Поэтому; если мы сегодня доверяемся Ему; любим Его; прибегаем к Нему вопреки всеуносящему потоку этих искушений и соблазнов всё-таки идеал воздержания христианского да возобладает в остатке народа Божьего или же мы думаем; что это только для средневековых аскетов нужно было воздерживаться и поститься. Или же мы думаем; что только для них нужно было не смотреть ни на что искушающее; а смотреть лишь на небо? Нет; дорогие друзья; мы - последнее поколение; мы - остаток церкви. И если мы не победим победой Христа то; что продолжает сегодня раздувать и увеличивать дьявол - мы не сможем войти в вечность, не смотря на все наши знания; несмотря на все наши приимущества мы должны помнить; что это великий принцип: ни хлебом одним и ни зрелищами одними жив будет человек; но всяким; всяким Словом; исходящим из уст Божьих. И придёт день; Исайя видел эту картину: он видел 2 группы людей. Он говорит: вот рабы мои будут петь от сердечной радости (те; которые победили); а вы будете кричать от отчаяния и сокрушения духа. Это непременно будет - пророчества все исполняются братья и сёстры; особенно над нами будут исполняться пророчества. Мы призваны победить соблазны нашего века. Если мы - Адвентисты их не победим, - кто тогда будет их побеждать и когда? Те; которые пьют; гуляют и освящают вино и водку; или мы как народ Божий; который призван показать; что не хлебом единым будет жив человек. Знаете; придёт день; когда Господь даст нам новые глаза; Он даст нам новое тело. И этим новым глазам и этому телу он покажет всё воистину все царства и блага вселенной. И это тело; новое тело будет наслаждаться здоровым; святым общением Иисусом Христом: Иов сказал: "я; я; мои глаза; не глаза другого увидят Господа моего!" Каково было первое искушение? Христос победил для того; чтобы открыть нам то; что мы хотим: Бог наш да даст нам силу не взять из рук искусителя очередной плод. (Р. Н. Волкославский)
|